В Каннах обсудили инвестиционный потенциал ГЧП MIPIM

17 марта 2015, г. Москва, г. Санкт-Петербург

VII Каннская сессия Investor’s Club, состоявшаяся 11 марта в рамках MIPIM-2015, собрала ведущих отечественных и зарубежных экспертов рынка недвижимости для обсуждения инвестиционного потенциала государственно-частного партнерства (ГЧП), его механизмов и схем эффективного использования. Организаторами мероприятия выступили Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга и Российская гильдия управляющих и девелоперов (РГУД), при поддержке PROEstate Events и Academy of Real Estate (ARE). Партнером мероприятия выступила компания Schneider Electric.

Своим опытом привлечения частных инвестиций на площадку поделился директор по инвестициям компании "ОДАС Сколково" Александр Ададуров. По его словам, сейчас при условиях, что деньги стали дорогими, а банковские кредиты привлечь сложно, девелопер стремится сократить сроки реализации проекта. "Фонд "Сколково" именно этим и занимается - подготавливает землю и помогает пройти самый сложный и рискованный ранний этап или другими словами существенно сокращает сроки девелоперского цикла. На каждый участок у нас есть ГПЗУ, реализованы проекты-планировки. Фонд выступает в лице держателя земли и инженерных коммуникаций, занимается их общим развитием, а инвестор обязуется построить обещанное. Проект "Сколково" является успешным примером того, как государство, вложив деньги, создало площадку для начала стройки. Такую модель взаимодействия можно смело мультиплицировать, ведь многие ошибки уже пройдены и синяки набиты", - заявил он.

По мнению экспертов, около 65 российских регионов работает по схеме ГЧП. Отмечается, что успешным региональным примером тандема бизнеса и государства может послужить индустриальный проект "А-парк" в Калуге, девелопером которого выступала ГК "Эспро". Как сообщил генеральный директор "Эспро Двелопмент" Виталий Антонов, муниципальные власти подготовили всю исходно-разрешительную документацию площадки: проекты планировки, ГПЗУ коммуникаций. "Корпорация развития Калужской области вошла в проект с земельным участком, имела возможность воздействовать на монополистов - поставщиков тепла, электричества и газа. С нас не брали никаких платежей за подготовку площадки. Нам был понятен бюджет строительства, сроки реализации, арендный поток. Получилось, что между выходом на площадку и заходом арендаторов прошло всего шесть месяцев", - поделился опытом Антонов.

В России и за рубежом инструмент государственно-частного партнерства в большей степени применяется для решения масштабных инфраструктурных задач. Так, в 2015 году власти Москвы предлагают инвесторам реализовать по схеме ГЧП ряд проектов по строительству транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Представители бизнеса демонстрируют свою заинтересованность, но вместе с тем высказывают некоторые опасения. "У нас пока нет опыта работы с ГЧП, но мы рассматриваем данный инструментарий касательно создания ТПУ в Москве. Единственный непрогнозируемый риск для нас - это публичные слушания. Кроме того, если город берет на себя обязательство что-то сделать, то инвестор не может контролировать ни сроки, ни расходы. Это тоже риск. Более рабочая модель на мой взгляд: строить самостоятельно и отдавать городу, а рядом реализовывать что-то свое. Тогда это может быть интересно", - предположил президент Группы ПСН Максим Гасиев.

По мнению регионального директора AECOM Россия Раймонда Абу Фаделя, в России транспортные и ЖКХ проекты не очень популярны среди инвесторов, поэтому очень важно при использовании механизмов ГЧП еще на входе досконально продумать общую документацию и финансовую модель проектов.

Председатель совета директоров группы компаний RRG Денис Колокольников напомнил, что в проекте ТПУ задействовано множество сторон: город, метро, инвестор либо город, метро, РЖД, инвестор. В связи с этим очень сложно найти решения, которые бы всех устроили.

По словам партнера и руководителя практики "Недвижимость. Земля. Строительство" юридической компании Vegas Lex Игоря Чумаченко, положительное влияние на развитие проектов ГЧП в России оказало бы принятие соответствующей нормативной базы. "Существует очень тонкая грань между девелоперскими проектами и проектами ГЧП. Зачастую на практике мы видим обязанности инвестора и лишь некоторое содействие властей, которое и так предусмотрено законом. Федеральный закон о государственно-частном партнерстве, который в настоящий момент разрабатывается, даст понимание общих механизмов ГЧП и поможет регулировать спорные вопросы, возникающие в этой сфере", - выразил мнение эксперт.

О том, как используются инструменты ГЧП за рубежом, рассказали представители власти и бизнеса Турции. По словам мэра Анталии Мендереса Тюреля, форма государственно-частного партнерства успешно применяется и эффективно работает в транспортной и социальной инфраструктуре. Например, в Анталии на сегодняшний день идет реализация ряда проектов по возведению культурных, общественных, рекреационных и инфраструктурных проектов. В частности, речь идет о реконструкции пляжей, строительстве развязок, железных дорог, культурного центра, городской мечети, а также реформировании медицинской системы, которая, в частности, включает реновацию фонда старых больничных комплексов.

Как отметил вице-президент GYODER Халук Сур, государство дает ряд преференций девелоперам, которые готовы принимать участие в программах ГЧП, но прежде представители бизнеса должны доказать свою финансовую устойчивость на рынке и предложить качественный рентабельный проект.

к ленте новостей

Будь в курсе

Подпишись на новостную рассылку «Коммерческая недвижимость день за днем»

Подписаться

Спасибо!

Вы подписаны на нашу рассылку

Вы подписаны на нашу рассылку